Техника отработки навыков вспомогательного характера.
Россия, Приволжский Федеральный Округ,
Саратовская обл.г.Саратов
Для
собак розыскной службы .
1.
Выборка собакой вещей, предметов, основная
команда "Нюхай".
Выборка собакой вещей (предметов) по существу
является подготовительным этапом для более сложной дрессировки собак в
работе по чутью. Условным раздражителем является команда "Нюхай",
безусловным - поедание собакой мяса за правильную выборку.
Навык для отработки вводится после того, как у собаки в совершенстве
будет отработана апортировка и другие навыки общей дрессировки. Основной
командой в этом навыке является команда "Нюхай",
обозначающая общий
сигнал к принюхиванию и дифференцировке запахов. Что касается
вспомогательных команд "Апорт", "Хорошо" и запрещающей команды, все они
применяются в такие моменты, когда собака правильно выбрала вещь или
правильно принюхивается к искомому предмету, но почему-то не берет его.
Запрещающая команда, произносимая в мягком тоне, может применяться в
момент дифференцировки предметов и в повышенном, угрожающем тоне, когда
собака не выбрасывает из пасти неправильно взятый предмет.
Отработка данного навыка начинается с выборки вещей, принадлежащих
хозяину собаки (дрессировщику). Технически это строится так.
На обычной местности, где проводятся практические занятия по дрессировке
животных, в стороне от остальных собак по указанию дрессировщика вторым
лицом на чистом и ровном месте кладутся вначале два одинаковых по форме
апортировочных предмета (палочки) на расстоянии один от другого 30-40
сантиметров.
Дрессировщик по указанию руководителя выходит из строя и в 2 - 3 метрах
от положенных предметов (лучше по направлению ветра) усаживает собаку
(последняя на поводке) и дает ей обнюхать свой апортировочный предмет.
При этом левой рукой держит морду собаки, за правой рукой подносит
предмет к мочке носа животного и произносит команду "Нюхай". После
этого, потерев предмет в руках, отходит от собаки и на ее глазах
добавляет его к двум ранее положенным палочкам, а иногда, не сходя с
места, просто бросает его. Затем дрессировщик возвращается к собаке,
опять левой рукой берет ее за морду, а ладонь правой руки подносит к
мочке носа. Если же собака принюхивается точно к искомому предмету, но
самостоятельно его не берет, дрессировщик оказывает собаке помощь -
произносит команду "Апорт", "Хорошо". И как только собака возьмет нужный
предмет, подзывает ее к себе с выбранным предметом, ласкает и дает мясо.
В том же случае, когда собака обнюхала предметы и правильно взяла
искомую вещь, дрессировщик произносит команды "Хорошо", "Хорошо", "Ко
мне", берет у собаки предмет, ласкает ее и дает лакомство.
В течение урока собака пускается на выборку своих предметов не более 3-4
раз. При этом надо добиваться, чтобы последний пуск на выборку был
всегда удачным, был закреплен лакомством и чтобы собака в конце урока
всегда оставалась заинтересованной в выборке.
Если же собака два раза ошиблась (берет один и тот же предмет), то
следует предмет изъять и заменить другим.
Также если дрессировщик видит, что собака явно запуталась в предметах,
нужно отозвать собаку от вещей, усадить ее, дать снова обнюхать вещь и
руку, а потом еще раз пустить на выборку.
Некоторые собаки длительное время не могут усвоить, что от них требуется
при подходе к предметам. В таких случаях рекомендуется бросить свой
апортировочный предмет к другим на глазах собаки и тут же с командами
"Апорт" и "Нюхай" пустить ее. Стремясь взять брошенный предмет, собака
будет принюхиваться к предметам и схватит апортировочный предмет со
знакомым ей запахом. Вот этот Если же собака принюхивается точно к
искомому предмету, но самостоятельно его не берет, дрессировщик
оказывает собаке помощь - произносит команду "Апорт", "Хорошо". И как
только собака возьмет нужный предмет, подзывает ее к себе с выбранным
предметом, ласкает и дает мясо.
В том же случае, когда собака обнюхала предметы и правильно взяла
искомую вещь, дрессировщик произносит команды "Хорошо", "Хорошо", "Ко
мне", берет у собаки предмет, ласкает ее и дает лакомство.
В течение урока собака пускается на выборку своих предметов не более 3-4
раз. При этом надо добиваться, чтобы последний пуск на выборку был
всегда удачным, был закреплен лакомством и чтобы собака в конце урока
всегда оставалась заинтересованной в выборке.
Если же собака два раза ошиблась (берет один и тот же предмет), то
следует предмет изъять и заменить другим.
Также если дрессировщик видит, что собака явно запуталась в предметах,
нужно отозвать собаку от вещей, усадить ее, дать снова обнюхать вещь и
руку, а потом еще раз пустить на выборку.
Некоторые собаки длительное время не могут усвоить, что от них требуется
при подходе к предметам. В таких случаях рекомендуется бросить свой
апортировочный предмет к другим на глазах собаки и тут же с командами
"Апорт" и "Нюхай" пустить ее. Стремясь взять брошенный предмет, собака
будет принюхиваться к предметам и схватит апортировочный предмет со
знакомым ей запахом. Вот этот момент должен уловить дрессировщик и
увязать его с командой "Нюхай", закрепляя ее лакомством.
В момент пуска собаки на выборку дрессировщик должен хорошо знать не
только свой предмет, но и место, где именно он лежит. Путаница здесь
совершенно недопустима, она усложняет, затягивает отработку навыка.
Дрессировщик не должен касаться руками других предметов, чтобы не
оставить там своего запаха.
При правильной и своевременной даче перечисленных выше команд,
своевременном поощрении собаки последняя сравнительно быстро начинает
принюхиваться к лежащим предметам и правильно выбирать искомый запах
среди других. От собаки требуется при подходе с выбранной вещью садиться
перед дрессировщиком и по команде "Дай" отдавать принесенную вещь (рис.
26).
Рис. 26. Собака садится перед дрессировщиком с выбранным предметом
После того как собака научится безошибочно выбирать предметы
дрессировщика с обнюхиванием его руки, ее посылают на выборку с
обнюхивания вещи. Таким образом, условия работы для собаки несколько
усложняются. В этом случае дрессировщик вместо руки дает понюхать собаке
свою вещь. Как только собака с обнюхивания вещи правильно будет выбирать
предмет дрессировщика, количество посторонних предметов при выборке
увеличивается до пяти.
Если вначале предметы выкладывались одним лицом, то теперь предметы
должны размещаться несколькими лицами, и, следовательно, увеличивается
количество запахов, из которых будет делаться выборка.
В дальнейшем с целью выработки более тонкой дифференцировки у собаки
количество предметов с различными запахами увеличивается до 8-10 штук.
Апортировочные предметы перемешиваются с другими вещами, по-разному
раскладываются предметы, время пуска собаки на выборку постепенно
оттягивается на несколько минут, команды вспомогательного характера
прекращаются, остается только одна основная команда "Нюхай". Собака
пускается на выборку без поводка. Очень важно закрепить у собаки
выработанный условный рефлекс, но пока все это практикуется на выборке
предметов дрессировщика (на своих вещах).
В порядке проверки, насколько правильно собака выбирает вещь
дрессировщика, последняя закрывается другими предметами. Собаке дается
полная самостоятельность при выборке (производится так называемая слепая
выборка).
После того как собака с обнюхивания вещи дрессировщика будет четко, без
ошибок выбирать его вещь из ряда других посторонних предметов, ее
переключают на выборку чужих вещей, вещей с посторонним запахом.
Выборка чужих вещей сначала производится в облегченных условиях. Два
лица размещают три предмета на расстоянии 20-25 сантиметров (вначале
апортировочные предметы). Первый человек кладет два предмета, второй -
один (этот человек и будет являться основным помощником). Основной
помощник выбрасывает к дрессировщику или дает ему второю вещь со своим
запахом (головной убор, перчатки и т. п.).
Дрессировщик, как и при выборке своей вещи, в нескольких метрах от
разложенных предметов сажает собаку, берет осторожно рукой вещь
помощника и дает ее обнюхать животному, после чего осторожно опускает
эту вещь на землю и жестом с командой "Нюхай" посылает собаку на
выборку.
В первое время собака будет ошибаться, она будет искать среди лежащих
предметов вещь с запахом дрессировщика. Всякий раз, когда собака будет
пытаться взять вещь неправильно, дрессировщик дает собаке в угрожающем
интонации команду "Нюхай" и в мягком тоне запрещающую команду.
В некоторых случаях собака будет возвращаться к дрессировщику, не выбрав
и не взяв ни одного предмета. В таком случае дрессировщик вторично дает
собаке обнюхать вещь и снова посылает ее на выборку. Иногда даже
подводит собаку непосредственно к предмету, показывая на него рукой.
При правильной выборке собака подзывается дрессировщиком и поощряется
командой "Хорошо", оглаживанием и дачей лакомства (мяса). Выбранный
собакой предмет помощник вторично кладет его к другим вещам.
Дрессировщик, предварительно дав собаке обнюхать вещь, вторично
применяет собаку для выборки. Так повторяют несколько раз, конечно не
переутомляя собаку.
Поскольку обнюхивание вещи и последующий посыл на выборку отработан у
собаки при выборке вещи дрессировщика, выборка чужих вещей
отрабатывается у собак гораздо быстрее. С переходом на выборку чужих
предметов не следует возвращаться к выборке вещи с запахом
дрессировщика, так как это будет сбивать собаку при последующих занятиях
по выборке чужих предметов.
Выборка чужих предметов постепенно усложняется, вещи разнообразятся по
форме, размеру, их количество увеличивается. Дрессировщик должен
внимательно наблюдать при выборке за действиями собаки, не допуская
ошибок в даче вспомогательных команд, должен хорошо знать выбираемый
предмет помощника среди других вещей.
Каждый раз при удачной выборке вещи дрессировщик должен сильнее
подкреплять этот успех собаки ласковыми интонациями, играя с ней и давая
ей лакомства. Места, где раскладываются предметы для выборки, должны
чаще меняться, также меняются и помощники.
Когда собака, пущенная на выборку без поводка, четко без ошибок выбирает
нужную вещь, она проверяется так называемой слепой выборкой. В этом
случае дрессировщик не знает вещи, которую должна будет выбрать собака.
Здесь выборкой руководит другое лицо - обычно руководитель занятий.
Нередко неопытные дрессировщики при отработке навыка допускают ошибки.
Наиболее характерными из них являются следующие: раскладка вещей с
наличием на них, помимо индивидуального запаха, других нежелательных
запахов (мяса, слюны собак и других пахучих веществ, наталкивающих
собаку на ошибочную выборку); различие свежести запахов при выборке
чужих вещей, т. е. когда выбираемая вещь перед раскладкой усиленно
натирается помощником, а остальные вещи остаются с менее сильным
запахом, что приводит к выборке собакой вещи не по индивидуальному
запаху помощника, а по свежести или силе запаха. Поэтому с течением
времени свежесть и сила запаха предметов уравнивается.
Излишние и ненужные движения дрессировщика в момент работы собаки ведут
к образованию нежелательных связей. Например, если вспомогательные
команды "Апорт" и "Хорошо" дрессировщиком все время будут произноситься
в момент, когда собака только еще намерена взять искомый предмет, то в
этом случае у собаки установится связь - делать выборку не по запаху, а
по условной команде. Или достаточно дрессировщику несколько раз сделать
один шаг назад в момент, когда собака только еще принюхивается к вещам,
как она будет хватать первую попавшуюся вещь и подносить к
дрессировщику. Поэтому дрессировщик обязан очень внимательно следить за
своими действиями, не допуская
лишних движений в момент выборки. В последующем навык выборки предметов
все время совершенствуется.